Формы и размеры дисков и покрышек

Число оборотов, совпадающее с частотой собственных колебаний ротора, называется критическим. Причиной действующих сил и моментов является упругий изгиб ротора от его собственного веса и от остаточного небаланса.

Валы ротора, работающие при числе оборотов ниже критического, называются жесткими валами, в отличие от работающих при числе оборотов выше критического, которые называются гибкими. Критическое число оборотов определяется расчетами достаточно точно, что позволяет устанавливать режим работы машины на 20-25% ниже или на 30-40% выше предела критического числа оборотов.

Рабочие колеса являются главнейшим элементом проточной части машины. Рабочие колеса представляют собой клепаную конструкцию и состоят из диска, покрышки (покрывающего диска) и лопаток.

Для соединения их между собой применяются заклепки.

Рабочие колеса обычно имеют одинаковый диаметр.

Их лопатки имеют одинаковую форму, но различаются по ширине, которая уменьшается по мере повышения давления в рабочем колесе. Окружные скорости колес достигают 2 = 270 — 290 мсек; превышение их лимитируется условиями прочности.

Число лопаток обычно бывает от 12 до 36. Напряжения, возникающие в колесах, в основном являются следствием действия собственных центробежных сил. Формы и размеры дисков и покрышек, количество лопаток и их формы и размеры определяются назначением машины, соответствующими расчетами и конструктивными и технологическими соображениями. Лопатки рабочих колес в большинстве случаев в своем сечении имеют коробчатую или Z-образную форму.

Наиболее широкое распрострапение получили лопатки коробчатого сечения как более технологичные.

Лопатки с Z-образным сечением применяются главным образом в колесах с двусторонним всасыванием, так как в этом случае упрощается технология за счет одновременной сборки и клепки лопаток с обеих сторон диска.